Общая информация

Coffee

Виды родаCoffea

Кофе занимает в мире второе место по объему продаж, уступая только нефти. жители Земли выпивают в сутки свыше 2,25 миллиардов чашек кофе. Основные производители кофе – это Бразилия, Вьетнам, Колумбия, Индонезия и Эфиопия. Экспортирующие страны сами потребляют около 30 % мирового урожая, остальное идет на экспорт. Наиболее распространены два представителя вида Coffea: C. arabica ("арабика") и C. canephora ("робуста"). Арабику выращивают в Центральной и Южной Америке, в Центральной и Восточной Африке, в Южной и Юго-Восточной Азии, робусту — в Бразилии, Западной Африке, на Мадагаскаре и во Вьетнаме. На долю арабики приходится 64 % мирового урожая. Другие растения рода Coffea выращиваются в меньшем масштабе, включая C. liberica, C. dewevrei и C. stenophylla. Кофе — важный источник дохода для более чем 25 миллионов семей во всем мире. Благодаря своей ценности, он играет крайне важную роль в экономике некоторых стран.

C. arabica — это гибрид видов C. canephora и C. eugenioides. Родина арабики — влажные леса южной Эфиопии, Южного Судана и, возможно, Кении. Это относительно молодая сельскохозяйственная культура. Наиболее ранние документальные свидетельства уходят в прошлое всего лишь на 1500 лет. Вероятно, кофе попал из Африки в Йемен в VI веке. Считается, что Марко Поло привез кофе из Мокки (Йемен) в Венецию примерно в 70-х годах XIII века. В 1616 году группа голландских садовников стала выращивать кофе в лейденском ботаническом саду. Оттуда растения попали в Малабар (Индия) и в Батавию (сейчас Индонезия). В 1720 году некий француз посадил единственное кофейное дерево на Мартинике, откуда растение распространилось по Вест-Индии, Центральной и Южной Америке и попало на Шри-Ланку.

Вид C. canephora Происходит из лесов тропической Африки, включая области от Камеруна до Северной Танзании. История культивирования этого вида прослеживается до конца XIX столетия, и он еще не прошел такого жесткого отбора, как арабика. Следовательно, генетически этот вид более разнообразен и служит важным источником новых признаков как для выведения арабики, так и для робусты.

Мировая стратегия сохранения генетических ресурсов кофе  к настоящему времени сообщает о 21 026 образцах кофе, входящих в состав нескольких коллекций-генофондов. Почти 60 % описанных образцов составляют представители вида C. arabica, 3 % — C. canephora,а оставшиеся 37 % приходятся на других представителей рода Coffea . Африканские генофонды сосредоточили свои усилия на сохранении диких образцов, тогда как хранилища генов, относящиеся к Латинской Америке, уделяют особое внимание сортовым материалам. В проекте Genesys отражены сведения об образцах кофе, хранящихся в Центре исследований и изучения тропического земледелия (CATIE), единственном, в котором имеются материалы, доступные в соответствии со статьей 15 Конвенции о растениях.

Оригинальное название
Coffee
Образцы в проекте Genesys
21760763816_9f3f9d8f09_o.jpg
Учреждения-держатели
CRI001
Страна, в которой находится учреждение-держатель
Наиболее широко представленные роды
Coffea
Наиболее широко представленные виды
Coffea arabica
Coffea sessiliflora
Coffea sp.
Coffea pseudozanguebariae
Coffea brevipes
Прочее
21
Другие названия
coffee
Недавние наборы данных
Недавние списки дескрипторов

Coffee

Coffea spp.

After petroleum, coffee is the second most traded commodity worldwide. Everyday, over 2.25 billion cups of coffee are consumed globally. Brazil, Vietnam, Colombia, Indonesia and Ethiopia are the top five coffee producers. Coffee exporting countries consume almost 30% of total production, the rest being consumed by importing countries. Two Coffea species are most commonly grown: C. arabica (or Arabica coffee) and C. canephora (Robusta coffee). The former is cultivated in Central and South America, Central and East Africa, South and Southeast Asia; the latter is grown in Brazil, West Africa, Madagascar and Vietnam. About 64% of the coffee produced worldwide is Arabica. Other Coffea species are cultivated on a smaller scale, including C. liberica, C. dewevrei and C. stenophylla. Coffee is an important source of income for more than 25 million families worldwide. Thanks to its value, it has a critical role in the economies of several countries.

C. arabica is an hybrid between C. canephora and C. eugenioides. Arabica coffee is native to the humid forests of southern Ethiopia, South Sudan and probably Kenya. It is rather a young crop. The earliest record documenting its use is from 1500 years ago. Coffee was presumably taken from Africa to Yemen in the 6th century. Marco Polo has been credited for bringing coffee from Mocha (Yemen) to Venice between in the 1270s. In 1616, a group of Dutch gardeners started to grow coffee at the Leiden Botanical Gardens in the Netherlands. From there, they dispersed the plant to Malabar (India) and Batavia (now Indonesia). In 1720, a Frenchman planted a single coffee tree in Martinique, and later dispersed the plant to the West Indies, Central and South America and Sri Lanka.

C. canephora originated in the forests of tropical Africa, including areas from Cameroon to northern Tanzania. Its cultivation dates back to the end of the 19th century, and the plant has not yet been exposed to as strong a genetic bottleneck as Arabica. Therefore, it has more genetic diversity and it is an important source of traits for breeding both Robusta and Arabica coffees.

The Global Conservation Strategy for Coffee Genetic Resources recently identified 21,026 coffee accessions held in several genebank collections. Almost 60% of the reported accessions are C. arabica, followed by 3% C. canephora, and the remaining 37% other Coffea species. African genebanks have focused their conservation efforts towards wild materials, whereas the Latin American genebanks have an emphasis on breeding materials. Genesys displays information on the coffee accessions held at the Centro Agronómico Tropical de Investigación y Enseñanza (CATIE), which is the only one to contains material available under Article 15 of the Plant Treaty.

General information

Size of genebank collections

Other accepted names

coffee