Grasspea

Lathyrus sativus

Чина посевная (Lathyrus sativus) — это морозостойкое растение, способное расти в весьма неблагоприятных условиях: при засухе, наводнениях и на бедной почве. Оно растет изолированными посадками в Южной Азии, на юге Европы и в районе Африканского рога. Чину едят, скармливают животным и запахивают в поля как зеленое удобрение. Ее сажают вперемешку с другими сельскохозяйственными культурами, чтобы снизить вспышки численности сельскохозяйственных вредителей, а также высевают в стоящие под паром рисовые чеки. Чину иногда выращивают и едят в голодные годы из-за того, что она проста в выращивании и способна расти в неблагоприятных условиях. Однако ее семена содержат нейротоксин, который может вызывать параличи у взрослых и поражение мозга у детей, если употреблять чину в пищу подолгу и в больших количествах. Семена можно обезопасить с помощью разнообразной обработки, и генетическое разнообразие исходных растений позволило вывести сорта с малым содержанием нейротоксинов.

История введения чины в культуру до сих пор неясна. Археологические остатки. найденные на Балканах, датируются примерно 8 тысячелетием до нашей эры, находки в Ираке насчитывают около 6000 лет до нашей эры, индийским находкам около 2500-1500 лет до нашей эры. Окультуривание чины могло идти параллельно с другими бобовыми, такими как горох (Pisum sativum), чечевица (Lens culinaris) и сочевичник (Vicia ervilia). Два других малых центра разнообразия найдены в Северной и Южной Америке.

Основная международная коллекция идиоплазмы, Lathyrus, находится в ведении Международного центра исследований земледелия в засушливых регионах (ICARDA) и содержит более 4000 образцов; За нею следуют коллекция Национального ботанического резервата Пиренеев и Центрально-Пиренейского региона (около 4000 образцов) и Национального бюро генетического разнообразия растений Индии (2600 образцов).

Мировая стратегия сохранения чины отмечает срочную необходимость в обновлении системы документации, дублировании коллекций с целью безопасности и в принятии международных стандартов работы с имеющимися коллекциями; это должно содействовать движению в направлении создания эффективной системы консервации.

Исследователи из ICARDA создали сорта чины с низким содержанием токсинов и вовсе без токсинов.. Это стало возможным благодаря широкому генетическому разнообразию генофонда, представленного в коллекции Lathyrus.

Размер коллекций генофондов

Другие принятые названия

Grass pea

Lathyrus sativus

Grasspea (Lathyrus sativus) is a hardy crop, able to withstand extreme environmental conditions such as drought, floods and poor soils. It is grown in pockets in South Asia, southern Europe and the Horn of Africa. Grasspea is used as food, feed and green manure. It is intercropped with other food crops to reduce pest outbreaks, and sown in rice fallows. Grasspea is sometimes cultivated and consumed during famine periods thanks to its ease of cultivation and ability to grow under harsh conditions. However, seeds contain a neurotoxin that can lead to paralysis in adults and brain damage in children when consumed as a major part of an unbalanced diets over long periods. Seeds can be detoxified by various processing methods, and low-neurotoxin varieties developed by exploiting the genetic diversity of the crop. 

The history of grasspea domestication is still unclear. Archeological remains have been found in the Balkan region dating to around 8000 BC, in Iraq around 6000 BC, and in India between 2000-1500 BC. Domestication may had taken place alongside other pulses, like pea (Pisum sativum), lentil (Lens culinaris) and bitter vetch (Vicia ervilia). Two small secondary centers of diversity are found in North and South America.

The main international Lathyrus germplasm collection worldwide is maintained at the International Center for Agricultural Research in the Dry Areas (ICARDA), with over 4,000 accessions, followed by the Conservatoire Botanique National des Pyrénées et de Midi-Pyrénées (about 4,000 accessions) and the National Bureau of Plant Genetic Resources, India (about 2,600 accessions).

The grasspea global conservation strategy highlights the urgency of upgrading documentation systems, safety duplication and adopting international standards for managing existing collections, as a means towards a rational and effective conservation system.

Researchers at ICARDA have developed low-toxin and toxin-free grasspea varieties. This has been possible thanks to the wide genetic diversity available at the Lathyrus genebank collection.

General information

Size of genebank collections

Other accepted names