Beans

Phaseolus spp.

Бобы рода Phaseolus являются важным источником белка для людей во всем мире. В африканских странах, расположенных южнее Сахары, жизнь более чем 200 миллионов людей зависит от бобов, выступающих в роли основной пищевой культуры. Бобы выращивают ради листьев (часто используемых на корм скоту) и незрелых стручков и семян, но именно сухие семена, питательные и хорошо сохраняющиеся, являются основным пищевым продуктом.

Род Phaseolus имеет уникальную историю эволюции и введения в сельскохозяйственную культуру. Он содержит пять культурных видов P. vulgaris (обычные бобы), P. coccineus (турецкие бобы), P. lunatus (бобы лима), P. acutifolius (тепари) и P. dumosus (акателете, ботиль или "годовые бобы"); с учетом P. vulgaris и P. lunatus, которые, вероятно, были введены в культуру независимо, это дает сем случаев одомашнивания.

P. vulgaris — один из важнейших видов бобовых в мире. с экономической точки зрения. Вид, вероятно, происходит из центральной Мексики и был широко распространен по всей Южной Америке еще до окультуривания. В результате этого генетический пул диких растений в Андах испытал эффект "бутылочного горлышка". Для обычной фасоли известны три генетических пула в дикой популяции: мезоамериканский, андский и североперуанский (он же частично эквадорский). В Мезоамерике обычная фасоль стала сельскохозяйственным растением в районе долины Оашака. Это подтверждается археологическими находками, датировка которых относится к 2100–2300 годам до нашей эры. Относительно того, где были центры одомашнивания фасоли в Андах, до сих пор идут споры (обсуждаются кандидатуры Южного Перу или Южной Боливии и Северной Аргентины). Фасоль вместе с кукурузой и крупноплодной тыквой (Cucurbita pepo) — это основополагающая троица растений, заложившая основы развития общин Мезоамерики в доколумбову эпоху.

В проекте Genesys насчитывается почти 117 000 образцов Phaseolus: 86 % P. vulgaris, 4 % P. coccineus, 6 % P. lunatus, 1 % P. acutifolius и 0,5 % P. dumosus. Около 65 % образцов представляют собой традиционные или местные сорта, 15 % — улучшенные сорта и 3 % — дикие разновидности. Международный центр тропического земледелия (CIAT) обладает крупнейшей коллекцией Phaseolus с почти 40 000 образцов, за ним следуют USDA-ARS с почти 18 000 образцов Институт генетики растений им. Лейбница (IPK) с более чем 10 000 образцов.

Среди основных пищевых растений бобы (а в особенности обычные бобы) имеют едва ли не самую большую вариабельность. Характер роста, размер, форма и цвет семян, срок созревания и многие другие факторы могут различаться у разных сортов. Существует и скрытое разнообразие — не только в части сопротивляемости заболеваниям и стойкости к вредителям, но также и в пищевой ценности семян. Центры CGIAR , в особенности CIAT, имеют большой опыт в создании сортов семян, которые более продуктивны и питательны, тем самым принося пользу миллионам семей.

 

Размер коллекций генофондов

Другие принятые названия

Beans

Phaseolus spp.

Beans of the genus Phaseolus are an important source of protein for many people around the world. In sub-Saharan Africa, more than 200 million people depend on beans as their most important pulse. Beans are grown for their green leaves (often fed to livestock), and immature pods and seeds, but it is the dry seeds (which are nutritious and store well) that are the primary end product.

The genus Phaseolus has a unique evolutionary and domestication history. It contains five domesticated species: P. vulgaris (common bean), P. coccineus (runner or kidney bean), P. lunatus (Lima, butter or sieva bean), P. acutifolius (tepary bean) and P. dumosus (acatalete, botil or year bean); which were the result of seven domestications, with P. vulgaris and P. lunatus probably undergoing two independent domestications.

P. vulgaris is one of the most economically important legumes in the world. The species probably originated in central Mexico, and dispersed to South America before it was domesticated. As a result, the wild genepool of the Andes was exposed to an early genetic bottleneck. Three wild genepools are recognized for common bean: the Mesoamerican, the Andean genepool and the northern Peru – Ecuador genepools. In Mesoamerica, the common bean was probably domesticated in the Oaxaca Valley. This is supported by archeological bean remains from 2100 – 2300 BP. The geographic location of the Andean domestication is still disputed (two candidate sites are southern Peru or southern Bolivia and northern Argentina). Common bean, together with maize and squash (Cucurbita pepo), make-up the “three sisters”, which were fundamental to the development of pre-Columbian communities in Mesoamerica.

Genesys lists almost 117,000 accessions of Phaseolus: 86% P. vulgaris, 4% P. coccineus, 6% P. lunatus, 1% P. acutifolius and 0.5% P. dumosus. About 65% of the accessions are traditional cultivars or landraces, with 15% improved cultivars and 3% wild relatives. The International Center for Tropical Agriculture (CIAT) holds the largest Phaseolus collection, with almost 40,000 accessions, followed by the USDA-ARS genebanks with nearly 18,000 samples and the Leibniz-Institut für Pflanzengenetik und Kulturpflanzenforschung (IPK) with more than 10,000 samples.

Of the major food crops, beans, and especially common beans, are among the most variable. Growth habit, seed size, shape and colour, days to maturity and many other factors vary across varieties. There is hidden diversity too, not only in resistance to pests and diseases but also in the nutritional value of the seeds. CGIAR Centers, notably CIAT, have been instrumental in breeding beans that are more productive and more nutritious, benefitting millions of households.

 

General information

Size of genebank collections

Other accepted names